Органическая архитектура

Развитие совр. архитектуры капиталистических стран. О. а. противопоставляет себя функционализму, «международному стилю». Возникновение и развитие О. а. связано с творчеством американского архитектора Ф. JI. Райта (1869—1959). Райт считал «органической» всякую архитектуру, идеально отвечающую стоящим перед ней задачам (отсюда встречающийся иногда перевод «органичная архитектура»); в действительности О. а.— относящееся к конкретному историческому периоду архитектурное течение, характеризующееся рядом принципов и композиционных приемов.
К их числу относятся «свободное пространство», не разделенное внутри здания на изолированные помещения и по возможности объединенное с окружающим внешним пространством; «непрерывность», «пластичность», «обтекаемость» архитектурных форм, не расчлененных на отд. элементы (что соответствует оптимальным условиям работы монолитной железобетонной конструкции); упрощение и укрупнение архитектурных форм, слияние неск. мелких форм в одну крупную. Даже если ваш дом внешне великолепен, стоит тщательно подойти к выбору интерьера внутри. Профессиональная студия дизайна МиродоМ предлагает услуги опытных специалистов для того, чтобы сделать ваш дом стильным и красивым и подчеркнуть ваш стиль.

Ранними произведениями О. а. были т. н. «дома прерий», построенные Райтом в период 1893—1909. Начиная с 1920-х гг. идеи О. а. получили отражение в европейской архитектуре: в Германии в творчестве Г. Херингаи Г. Шаруна, в Швеции — Г. Асплун- да, в Финляндии — в работах выдающегося архитектора А. Аалто. Интерес к О. а. значительно усилился в годы после второй мировой войны, что связано гл. обр. с кризисом такого направления, как функционализм. С идеями О. а. сближаются новые течения, основанные на заимствовании традиций народной архитектуры («новый эмпиризм» в Швеции, «фольклоризм» в Мексике, региональные тенденции в архитектуре Италии, Финляндии и ряда др. стран), на использовании пластических возможностей больших масс железобетона («брутализм»), под влиянием форм, свойственных совр. изобразительному искусству Запада, в частности — сюрреализму (многие примеры из архитектуры Бразилии, ФРГ и др.) В большинстве случаев получают распространение внешние формально-композиционные признаки О. а.: криволиней- ность архитектурных форм в планах и в объемах, подражание формам органической природы, неожиданность композиционных решений.

Внимание к индивидуальным потребностям людей, к природному окружению, к архитектурной функции и новейшей технике составляют прогрессивные особенности О. а. Наряду с этим нередко на первый план выступают такие отрицательные ее черты, как склонность к иррационализму, биологизму, формализму; внимание к человеческому индивидууму заменяется индивидуализмом и вступает в неразрешимое противоречие с требованиями индустриального стр-ва.