Бетонная крепь

Стены тоннеля были заморожены настолько, что в нижней половине сечения тоннеля временную крепь не применяли. Чтобы поддержать грунт в замороженном состоянии, холодильную машину пускали в ход в ночное время, за исключением тех случаев, когда были сильные дожди. Температура воздуха, подаваемого в камеру, была —55° С. После 10—12 ч работы холодильной машины температура воздуха в камере устанавливалась —21 -f- 26° С. При входе в камеру температура повышалась до —4° С; во время работы она быстро возрастала до ±0° С. После выемки грунта на протяжении 3 м термоизолированную перемычку устанавливали ближе к забою тоннеля. Объем камеры охлаждения составлял 80—170 м3.

Опыт работы показал, что для замораживания грунтов было достаточно 12 ч работы холодильной установки, несмотря на сильные дожди, обильно выпавшие в то время. Бетонную крепь стремились возводит возможно быстрее после выемки грунта, с тем чтобы воспользоваться устойчивостью замороженных стен. Грунты замораживали на участке общим протяжением 24 м. Дальше встретили достаточно устойчивые пески, проходка которых не требовала применения замораживания грунтов.

После сооружения тоннеля в окружающих его строениях не было замечено ни осадок, ни трещин. Среднесуточное продвигание тоннеля в зоне замораживания составило 0,3 м. Общее время, затраченное на проходку 24 м тоннеля с применением способа замораживания, составило 80 дней.

Замораживание грунтов охлажденным воздухом имеет достоинства:

экономится время на производство буровых работ (30—70% общего времени);

отсутствует опасность проникновения охлаждающего рассола в замораживаемый грунт через неплотные соединения в замораживающих колонках.

Замораживание грунтов охлажденным воздухом может найти применение главным образом в подземных горных выработках: при сооружении и ремонте крепи тоннелей, сопряжений стволов с выработками околоствольного двора, при сооружении подземных камер, зумпфов, а также при расширении горных выработок в водоносных грунтах.