Влияние железной дороги на формирование структуры расселения в Сибири

В ряде таких поселков создавались крупные мастерские и депо, что послужило преобразованию некоторых из них в города.
В частности, после проезда в 1910 году по Сибирской железной дороге правительственной комиссии был выдвинут вопрос о необходимости «устройства в административно-хозяйственном отношении образовавшихся близ железнодорожных станций и пристаней значительных по населению и развитию торгово-промышленной жизни поселков при станциях Каинск, Боготол, Тайга, Татарская и села Камня на р. Оби». Власти признавали условия общественной жизни в поселках совершенно ненормальными и крайне неблагоприятными для дальнейшего их развития, поэтому стремились к установлению «надлежащего в них порядка в административно-полицейском, санитарном и строительном отношениях». Главной задачей административно-хозяйственного устройства таких населенных пунктов Сибири считалось преобразование их в города: «Число поселений, имеющих совершенно городской характер, в Сибири быстро растет уже и теперь, преодолевая все существующие к этому препятствия — невозможность покупки усадебных участков не приписанными к местному обществу лицами и отсутствие особой выгонной земли. Села Камень, Татарка, Тайга, Боготол давно ходатайствуют о преобразовании их в города. Все эти просьбы следует удовлетворить, не выжидая пока распутаются взаимные отношения по земле хозяев земли в этих селах и отдельных владельцев — и всего пришлого торгового люда; надо озаботиться отводом им, где и сколько окажется возможным, казенной земли под город и ввести у них упрощенный тип городского управления».
Строительство и асфальтирование дорог всегда занимает важное место в градостроительстве. На сайте http://road40.ru/ можно заказать работу по строительству дорог и асфальтированию площадок у опытных специалистов в Калуге.
Одним из характерных примеров таких административно-хозяйственных преобразований являлся город Боготол, находившийся в границах Енисейской губернии. Он возник в середине 1890-х годов как небольшой железнодорожный поселок. В начале XX столетия пристанционный поселок располагался на земле государственных крестьян села Боготоль- ского, состоял из 19 улиц и 3 переулков, которые были «представлены в безвозмездное пользование жителей», а базарная площадь находилась в распоряжении сельского общества. Население достигало 10000 человек и прирастало ежегодно на 1000 жителей. Они занимались главным образом службой и работой на железной дороге, торговлей, разными ремеслами и извозным промыслом. В экономическом отношении поселку придавалось «громадное значение для прилегающей к нему местности». Он являлся «единственным пунктом сбыта всех продуктов местного производства как для степной части Ачинского уезда, густо населенной и хлебородной, так и для северной части Мариинского уезда », которые в те годы усиленно осваивались переселенцами. Все эти преимущества прижелез- нодорожного поселения и послужили причиной изменения его статуса, несмотря на противодействие крестьян села Боготольского, которые «согласия на преобразования как селения, так и поселка в город не изъявляли».

В 1911 году поселок при станции Боготол Сибирской железной дороги был преобразован в безуездный город с присвоением ему наименования Боготол.

Влияние железной дороги стимулировало процесс отбора наиболее удобных поселений для превращения их в города. Между населенными пунктами возникала своеобразная конкуренция, которая выявляла новые, ранее неизвестные их характеристики. Показательным примером такой конкуренции являются предпринимавшиеся попытки создания новых городских поселений в прижелезнодорож- ной полосе восточной части Енисейской губернии.

В первые годы XX века крестьяне двух крупных сел — Иланского и Рыбинского — возбудили ходатайства «об обращении села Иланского, совместно с возникшим близ него при железнодорожной станции Иланской поселком того же наименования, и села Рыбинского в городские поселения». В первом из этих сел, Иланском, железная дорога прошла непосредственно у границы застройки, а поселок железнодорожников с ремонтными мастерскими стал составной частью поселения. Обслуживание железной дороги постепенно превращалось в главное занятие большинства населения. Поэтому, несмотря на то, что вопрос о преобразовании села в город был отложен, поселение по своему функциональному типу становилось городским. Официальный статус города Иланский получил в 1939 году.