Правила составления планограммы магазина

Зпланограммаалогом эффективной работы абсолютно любой торговой точки является грамотно составленная планограмма, в соответствии с которой происходит оформление витрин, прилавков и иных функциональных элементов.

При составлении планограммы необходимо помнить о том, что она представляет собой не абстрактную схему расположения того или иного товара на полках, а действующий и действенный инструмент повышения продаж.

Ведь главным критерием, в соответствии с которым определённому товару отводится определённое место, являются результаты тщательного анализа продаваемости этого товара, его популярности среди покупателей. Кроме того, в состав планограммы входят данные о количестве посетителей и их распределении по различным участкам торгового зала, на основании которых вычисляется коэффициент важности торговых мест.

Для того чтобы составить грамотную и эффективную схему размещения товара, необходимо выполнить несколько сравнительно несложных действий:

  • Выстроить шкалу популярности реализуемого товара.

В процессе выполнения этой процедуры на основании анализа показателей потребительского спроса определяется, какой товар в родственных группах (таковыми могут считаться, например, «молочные продукты» и «бакалея») стоит во главе рейтинга предпочтений покупателей. Затем составляется процентное соотношение — та самая шкала популярности, в которой общая масса реализуемого товара принимается за 100%.

  • Вывести зависимость технологического оснащения магазина от шкалы популярности.

Проще говоря, на данном этапе производится зонирование магазинов в соответствии с процентным соотношением реализуемых товаров. Так, например, если в торговом зале установлено 10 стеллажей, а наиболее популярным продуктом в категории «бакалея» являются макаронные изделия, общая доля которых в товарообороте составляет 40%, то под них следует отвести 4 стеллажа. Разумеется, данный пример является довольно грубым — в реальности проводятся намного более сложные и разноплановые подсчёты.

  • Провести итоговый контроль.

После того, как комплексное оснащение магазина проведено, следует ещё раз проверить его соответствие данным, изложенным в планограмме. В противном случае имеется вероятность возникновения огрехов, которые в будущем приведут к снижению эффективности работы торгового зала.

Необходимо отметить также, что в настоящее время существует большое количество компьютерных программ, которые позволяют произвести расчет наиболее выгодного размещения товаров на полках в кратчайшие сроки и с минимальными усилиями. Для этого необходимо просто ввести в соответствующие графы показатели планировки и площади торгового зала, а также указать общую численность наименований товаров.

Кроме того, для составления планограммы можно обратиться к специалистам, стоимость работ которых, как правило, варьируется в пределах 50-150 рублей за наименование в зависимости от желаемой степени детализации.