Открытая разработка строительных материалов

Способ извлечения полезных ископаемых (скальные породы, песок, глина, гравий и др.) из недр земли непосредственно с ее поверхности без проведения подземных работ. Горные выработки (карьеры) при этом способе имеют обычно незамкнутый контур, как правило, не достигают больших глубин п относятся к категории неглубоких (до 60—80 м от господствующего уровня земной поверхности). Способ О. р. благодаря возможности комплексной механизации работ с применением мощного оборудования имеет ряд значительных экономич. преимуществ перед шахтным (подземным) способом: стр-во карьеров ведется в 2—5 раз быстрее и стоимость их в 1,4—2,5 раза меньше, чем шахт; производительность труда возрастает в 2—6 раз; стоимость разработки снижается в 2—3 раза.

В пром-сти нерудных строит, материалов наиболее рентабельными являются карьеры производительностью не менее 250 тыс. тг в год.
Нерудные карьеры подразделяются: по типу горнотранспортного оборудования — на карьеры с техникой непрерывного действия, цикличного действия и смешанных типов; по видам разрабатываемого ископаемого и получаемым материалам — на песчаные, глиняные, гравийные, песчано-гравийные, гравийно-щебеночные, бу- то-щебеночные, штучного камня и т. п. Наибольшее распространение имеют песчано-гравийные, глиняные и буто-щебеноч- ные карьеры. Месторождения песчано-гравийных пород имеют обычно линзообразную форму залегания, поэтому разработка в таких карьерах ведется несколькими забоями, что позволяет усреднить исходный продукт. Т. к. содержание валунов в месторождениях сравнительно большое (до 10—30%), то для разработки применяют преим. одноковшовые экскаваторы с ковшами емкостью до 4 м3.

При незначит. содержании валунов возможно использование более производит, роторных экскаваторов. Из забоев добытую массу перемещают к дробильно-сортировочным устройствам карьерным транспортом. В последнее время непосредственно на карьерах устраивают грохоты для отсева песка или применяют гидравлич. классификаторы, что позволяет более эффективно использовать добытые материалы. Разработка вскрышных пород по транспор- тно-отвальной или бестрансиоргной системе дает возможность производить разработку высоких уступов буровзрывными способами, прямыми механич. лопатами с ковшами емкостью 1—2 м3 и с удлиненным оборудованием. Перспективны системы с самообрушением грунта.

Мощность вскрыши для глиняных карьеров обычно 0,2—0,5 м (для огнеупорных глин до 25—30). При малой мощности вскрыши используют бульдозеры и колесные скреперы, при мощности свыше 1,5 м — одноковшовые экскаваторы, иногда применяют многоковшовые экскаваторы двойного действия или роторные с консольными отвалообразователями и ленточными конвейерами. Добычу глин для кирпичных и керамич. заводов производят след, системами: бестранснортными с применением одноковшовых экскаваторов; трапспортны- ми с перевозкой пород вскрыши автомобильным, конвейерным или ж.-д. транспор том; транспортно-отвальными с использованием ленточных консольных отвалооб- разователей; специальными — с применением бульдозеров, скреперов и гидромеханизации для удаления пород вскрыши. На глиняных карьерах наиболее экономичны системы разработки бестранспортные и с применением транспортно-отвальных мостов и ленточных отвалообразователей. На добычных и вскрышных работах используют малые и средние модели роторных и цепных многоковшовых экскаваторов. На осн. и вспомогат. работах широко используют скреперы и бульдозеры с различным навесным оборудованием (боковые краны, лопаты и т. п.). Широко распространен конвейерный транспорт с шириной лент от 400 до 1200 мм. Применяются автосамосвалы грузоподъемностью от 3 до 22 т.