Факторы развития сети поселений Сибири

«Еще в то отдаленное время, когда делались только опытные плавания по Карскому морю к устьям сибирских рек Оби и Енисея, а путь этот не был достаточно выяснен и обследован, когда не было и мысли о постройке великой Сибирской железной дороги, был поставлен лишь вопрос о необходимости устройства сплошного водного пути от Урала до Байкала, посредством соединения бассейнов Оби и Енисея — Обь-Енисейским каналом,—Енисейская городская дума в 1882 году возбуждала ходатайство о замене проектированного канала устройством хотя бы конножелезной или узкоколейной дороги от Енисейска до с. Мелецкого на Чулыме, судоходном от устья до упомянутого пункта во всё время навигации, до начала заморозков без каких-либо даже затрат со стороны государства. Енисейская Дума еще в то время указывала на этот железнодорожный путь, как более удобный, более полезный и менее стоящий, чем соединение Енисея с мелководными реками Кетью и Касом посредством канала; что соединение Енисея с Чулымом проектированной дорогой никаких естественных препятствий не представляет, так как пройдет на всем своем протяжении в 160 верст по ровной и населенной местности. Ходатайство Енисейской думы, однако, не было уважено, и высшее правительство приняло составленный бароном Аминовым проект устройства Обь-Енисейского канала в надежде иметь сплошной водный путь от Урала до Байкала. Прошло более четверти века, предсказания енисейской думы оказались пророческими. Несмотря на многие миллионы, израсходованные уже на устройство Обь-Енисейского водного пути и улучшение судоходных условий р. Ангары, как видно из сообщения инженера Жбиковского, заведующего каналом, который говорит, что „путь этот в том виде, в каком он сейчас находится, даже при полном окончании его, практического значения иметь не может“… по реке же Ангаре после производившихся работ не плавает в настоящее время ни одно паровое судно от устья до Байкала. Таким образом, больше чем на 25 лет было задержано экономическое развитие огромного и богатого края».

Города развивались быстро и уверенно. И многие жители старались не только строить дома, но и дачные участки. Сегодня загородные участки, дачи все еще очень популярны. А заказать дизайн участка загородного дома всегда можно у опытных профессионалов или же проявить свою фантазию и умение.

Доклад С. В. Востротина стал основой нового ходатайства Енисейской городской думы в 1909 году о проведении железной дороги Енисейск — Мелецк — Ачинск. В нем енисейцы по-прежнему выделяли преимущества сухопутной дороги: «Ввиду того, что работы по проведению Обь-Енисейского канала в настоящее время, как известно, правительством остановлены, представляется совершенно своевременным обратить вновь внимание правительства на предпочтительном во всех отношениях соединении бассейнов Оби и Енисея по Чулымскому волоку, железной дорогой, чем устройством дорого стоящего, не достигающего цели канала, о чем Дума ходатайствовала еще в 1882 году». В ответе на ходатайство енисейских властей Управление по сооружению железных дорог сообщало, что «постройка назначенной дороги на казенные средства не поставлена на очередь, предложений же со стороны частных лиц или общества о сооружении сей дороги — не имеется; при таких условиях упомянутому ходатайству не может быть дано дальнейшее направление».

В 1910 году уже Красноярская городская дума выступила с ходатайством «о направлении проектируемой Алтайской железной дороги на город Красноярск». В это же время Ачинская городская дума направила ходатайство о соединении железной дорогой города Минусинска с магистралью Сибирской дороги у города Ачинска. Ее строительство началось в 1913 году. Она стала важной планировочной осью, определившей в дальнейшем новое, уже меридиональное направление формирования структуры сети населенных пунктов.

Сибирская железная дорога вызвала к жизни ряд новых городов, среди которых с «кинематографической» стремительностью вошел в число крупнейших Новониколаевск — 764 жителя в 1893 году и 70 тысяч в 1917-м. Однако лавинообразный рост его был для пореформенной Сибири исключительным и поэтому нехарактерным явлением. Он опирался на приток населения как из окружающих деревень, так и из других районов страны, на развитие торговых и транспортных функций и отчасти на рост промышленности по переработке сельскохозяйственного сырья. Для Новониколаевска могучим стимулом развития служило и то, что он находился на стыке хозяйственно разнородных территорий: с одной стороны к городу тяготели сельскохозяйственные Барабинские степи, а с другой — лесные и рыбные районы средней Оби. Сыграла свою роль и прокладка в 1915 году Алтайской железной дороги, являющейся южной веткой Великой сибирской магистрали.