В раннем возрасте

Наряду с проявлением новых мыслительных способностей приходят возможность и желание подвергать сомнению все, и особенно то, чему подростка учили все предыдущие годы. Это нормально, без этого не может обойтись ребенок, взрослея и развиваясь. Чтобы ребенок мог понять истину, в школе его учат подходить к любому вопросу с необходимой дотошностью перекрестного допроса. И в этом же возрасте, у кого раньше, у кого позже, начинается именно такое копание в религии. «Мой ребенок только что принял крещение, а теперь он все подвергает сомнению, — жалуетесь вы. — Но ведь только вчера он был так силен в вере! Что случилось?»

Да, он ничего не подвергал сомнению, пока не изменилось его мышление. Не стоит отрицать, однако, что и раньше он мог задать несколько вопросов, но сразу соглашался с логикой ответов. Вы были счастливы (вам везло). Хуже было бы, если бы он вообще не задавал вопросов. Тоща у вас были бы все основания беспокоиться по поводу его умственного развития. Одаренные дети начинают мучить взрослых вопросами гораздо раньше остальных. Это признак их роста.

В раннем возрасте дети принимали как должное знания родителей, их ценность и требования. Но чтобы духовные ценности были приняты детьми, родителям приходится стараться, прикладывая к этому большие усилия. Да еще какие! Такое обучение формирует основу вечных ценностей.

Однако в юности все, чему учили родители, будет пересмотрено детьми, и уже в этом новом качестве знания останутся у детей на всю жизнь. Идя навстречу зрелости, дети имеют богатую систему духовных ценностей, приобретенную от родителей, школьных и церковных друзей. Сейчас основной целью духовного развития личности должна стать задача проанализировать приемлемость ценностей с тем, чтобы окончательно принять решение по поводу того, чем руководствоваться в дальнейшей жизни.

Елена Уайт описывает, как пророк Даниил решил для себя проблему выбора: «Даниил и его товарищи в полной мере оценили достоинства правильного воспитания и образования, данные им в детстве, но они понимали: тем, чем они были на данный момент, они обязаны не только воспитаниюю и образованию. Пришло время совершать поступки и самим отвечать за свои действия; время, когда от поступков зависело их будущее. Только тогда они решили не изменять урокам, полученным в детстве».