Тоннель Парижского метрополитена

При строительстве 4-й линии Парижского метрополитена были встречены трудности на участке тоннеля между подземными станциями метро Сен-Мишель и Шателе. Здесь трасса тоннеля пересекает р. Сену в том месте, где остров Ситэ разделяет русло реки на два рукава (112).

Под р. Сеной тоннель проходили с помощью кессонов 1, опускаемых в виде секций тоннеля (ИЗ). Наиболее трудным оказался участок тоннеля протяженностью 64 м от берега реки до станции Сен-Мишель, где залегали водоносные неустойчивые грунты.

Положение осложнялось тем, что по берегу р. Сены пролегала подземная часть Орлеанской железной дороги, вокзал 2 которой располагался над сооружавшимся тоннелем. Стены вокзала поддерживали верхнее строение набережной и тротуары улицы.

Тяжелый участок тоннеля решили пройти с применением искусственного замораживания грунтов. Чтобы предупредить осадки грунта под полотном железной дороги и зданием подземного вокзала, не прекращая движения поездов, выполнили работы по укреплению названных сооружений. Под основанием стен вокзала и полотном железной дороги возвели несколько арок с опорами 5, опущенными под сжатым воздухом на 1 м ниже подошвы сооружаемого тоннеля метро или на 12 м ниже головки рельсов железнодорожных путей.

По первоначальному проекту замораживание грунтов на этом участке предполагали выполнить двумя группами замораживающих колонок: вертикальными и’ горизонтальными. Вертикальные колонки предполагали расположить на набережной, а 24 горизонтальных длиною 44—60 м — по окружности тоннеля.