В СССР основной тип таких обделок — железобетонные кругового очертания из блоков или тюбингов. Для ж.-д. туннелей была успешно применена сборная железобетонная обделка из 4 блоков. В условиях больших гидростатич. давлений допускается сборная О. т. из чугунных тюбингов. Бетонные блочные О. т. вследствие их большой толщины и водопроницаемости используются все реже.
Конструкции железобетонных блочных обделок отличаются большим разнообразием. Количество блоков в кольце бывает от 4 до 16. Стыки могут быть плоскими (направленными по радиусу кольца) и цилиндрич. (с одной стороны выпуклыми, с другой — вогнутыми). Общим свойством таких конструкций является отсутствие болтовых связей между элементами обделки, вследствие чего б локо у кладчики для монтажа должны иметь устройство, поддерживающее блоки в процессе сборки кольца.
Приведенная на рис. 2, а сборная обделка перегонного туннеля метрополитена состоит из 7 однотипных железобетонных блоков прямоугольной формы с плоскими стыками. Блоки изготовляются из бетона марки 400 с водоцементным отношением 0,3. Арматура — в виде сварных каркасов из круглой стали диам. 6 и 10 мм и стали периодич. профиля диам. 16 мм. Для подъема блоков и удобства монтажа О. т. на каждом из них имеются по две выступающие петли, приваренные к арматурному каркасу. В блоках предусмотрены также сквозные отверстия для нагнетания цементно-песчаного раствора за обделку. На внутренней поверхности блоков вдоль ребер в бетоне отформована четверть, к-рая при стыковании блоков образует чеканочную канавку шир. 10 мм и глуб. 30 мм, для лучшей гидроизоляции О. т. Кроме того, по бортовым плоскостям блоков сделаны цилиндрические пазы радиусом 3,5 см, к-рые после сборки обделки заполняются цементным раствором под давлением. В заобделочное пространство нагнетают цементно-песчаный раствор после сборки очередного кольца обделки, при этом сначала проконопачивают зазор между обделкой и породой со стороны забоя. Чеканку швов расширяющимся цементом и заполнение отверстий в блоках производят на расстоянии 50—60 м от забоя.
Сборная О. т. из железобетонных тюбингов выполняется с помощью болтовых связей и может монтироваться обычными тю- бингоукладчиками (эректорами). В показанной на рис. 2, б обделке тюбинги имеют по четыре отверстия в кольцевых бортах и по два в радиальных. Изготовляются тюбинги из бетона марки 600 при водоцементном отношении 0,28—0,3. Тюбинги армируются сварными каркасами из горячекатаной арматуры периодич. профиля марки Ст. 5. Для туннелей неглубокого заложения, сооружаемых открытым способом, целесообразны обделки преим. прямоугольного очертания из монолитного или сборного железобетона.
Комбинированная О. т. применяется при круговом профиле выработки и представляет собой 2 концентрических кольца из разных материалов. Наиболее часто встречаются О. т. с наружным кольцом из бетонных блоков и внутренним — из железобетона. Между кольцами помещается гидро- изоляц. слой. Такая обделка водонепроницаема при большом гидростатич. давлении.
Самые качественные материалы позволяют сделать надежные заборы. Сегодня очень популярным стал забор из профнастила для дачи, поскольку он отличается надежностью и долговечностью.