Поиски новых форм организации сценического пространства

Режиссер Большого драматического театра Г. Товстоногов связывает поиски новых форм организации сценического пространства и зрительного зала с особенностями своего собственного творческого опыта — стремлением к предельно лаконичному и условно-изобразительному характеру сценического окружения.

«Мы часто говорим о новых выразительных средствах театра и мало говорим о новых выразительных средствах актера — истинной силе театра. Чем условнее среда, в которую попадает на сцене актер, тем достовернее должно быть его бытие. Тогда возникает живая связь, прямая зависимость между условным и безусловным, между достоверной жизнью человеческого духа и условным изображением того, что его окружает. Связь среды и актера на сцене должна осуществляться постоянно, ежесекундно».

Конечно, принципы, по которым мы занимаемся дизайном квартиры, частного жилья, отличаются от методов отделки театров. Но дизайн квартир в СПб тоже может быть роскошным, креативным и исконно русским — все зависит от вашей фантазии и умелых рук мастера.

«На мой взгляд, нет ничего пагубнее для современного театра, чем канонизация натуралистического способа отражения жизни. Найти меру и природу условности каждого автора, каждой пьесы и является задачей современного режиссера». Декоративное убранство, необходимое для характеристики времени и места действия, не должно отвлекать внимание зрителя от главного в театре — игры актера, его переживаний и драматических ситуаций. Среда действия — условна, перевоплощение актера и его чувства- подлинны и достоверны.

Отсюда необходимость создания среды действия, которая выявляла бы и подчеркивала контраст «условного» (окружение) и «безусловного» (игра актера и его сценическое перевоплощение), как основы искусства театра и его воздействия на зрителя. В театральном здании зрительный зал и сцена в одинаковой степени являются той условной средой, которая не может дать реального представления о Месте и времени действия событий, изображаемых в спектакле, если не имитировать их искусственно, хотя бы на части пространства (сцене), при помощи иллюзорных декораций и бутафории.