Перрон

ПЕРРОН — устройство или зона, пред- назнач. для посадки и высадки пассажиров, грузовых операций и тех. обслуживания различных видов транспорта.
В зависимости от назначения различают П.: ж.-д., речных, морских, автобусных и аэровокзалов. Наряду с привокзальной площадью П. является важнейшей составной частью любого вокзального комплекса. Принципиальная схема П. (т. е. принятая орг-ция расстановки и движения транспортных средств, а также обслуживания пассажиров) во многом предопределяет пропускную способность и эксплуатационные качества пассажирского узла.
Для надежной защиты окон используются различные приспособления. Однако, отличным вариантом являются жалюзи на пластиковые окна, которые можно использовать как в жилых, так и в рабочих помещениях.
В ж.-д. вокзалах различают два основных типа П.: с выходами на пассажирские платформы в уровне путей (в малых вокзалах и в вокзалах с тупиковыми путями); с выходами на платформы по туннелям или переходным мостикам (в вокзалах берегового и островного типов со средним и большим объемом движения). При выборе средств связи вокзала с П. определяющим фактором, как правило, является рельеф.
В речных вокзалах посадка и высадка пассажиров осуществляется при помощи спец. подъемных мостиков, плавучих барж- дебаркадеров либо посадочных площадок, расположенных на различных уровнях П.
В морских вокзалах, помимо аналогичных решений, используются передвижные, подъемно-поворотные трапы и мостики, исключающие пересечение потоков пассажиров и грузов на П.
В автобусных вокзалах, как и в ж.-д., пока еще широко применяются выходы на посадочные платформы с пересечением проездов. Однако необходимость возможно более полного разделения потоков пешеходов и транспорта на П. крупных автовокзалов также приводит к использованию туннелей или мостиков и в отд. случаях—к стр-ву многоярусных сооружений, в которых эти потоки организованы в разных уровнях.
Аналогичные типы П. широко используются в совр. аэровокзалах, в к-рых, кроме того, начинает применяться доставка пассажиров к местам стоянки самолетов автобусами либо спец. передвижными залами с переменной высотой подъема, что полностью исключает необходимость устройства лестниц, хождение пассажиров по П. среди маневрирующих самолетов, автозаправщиков, багажных тележек и т. п.
Тип и схема П. в значительной мере предопределяют объемное решение вокзала. Так, например, при использовании туннелей для выхода на П. часть осн. пассажирских помещений, включая залы накапливания, обслуживающие помещения и др., целесообразно располагать в уровне цокольного этажа. При применении переходных мостиков или галерей, напротив, некоторые помещения (например, зал ожидания) желательно располагать в уровне этого мостика. Иногда к уровню переходного мостика привязываются также подъезды городского транспорта, вплоть до устройства специальных подъездных эстакад или платформ с системой пандусов — съездов. В особенно развитых узлах применяется объединение П. различных видов транспорта (см. Объединенный вокзал). р. Е. Голубев.