Пересадочные узлы

В целях непрерывности и безопасности движения поездов в метрополитенах Советского Союза, а также ряда зарубежных стран (Франция, Япония, Испания) принята т. н. раздельная система линий, с организацией самостоятельных поездных маршрутов по каждой линии, без их перехода на другие (кроме служебных съездов).

Общегородская схема (сеть) метрополитена составлена с таким расчетом, чтобы пассажир мог попасть с любой станции на все остальные с одной или, как исключение, с двумя пересадками. Поэтому для сетей с раздельными линиями необходимо, чтобы каждый радиус или диаметр пересекал бы наибольшее число других. При этом возникает большое количество П. у., образуются интенсивные потоки пересаживающихся пассажиров.

Сегодня все пункты такого типа должны быть оснащены системами видеонаблюдения, которые позволяют повысить безопасность объекта. Заказать готовые комплекты видеонаблюдения можно у опытных поставщиков и без промедления установить на требуемое место.

Ок. 40% всех станций московского метрополитена являются пересадочными, а количество пассажиров, совершающих пересадки, достигает 30%. Каждая пересадка, связанная с вынужденным перерывом в движении и потерей времени на ожидание поездов и переходы, приводит к резкому снижению фактич. скорости передвижения. Поэтому выбор рационального решения П. у., обеспечивающего пассажирам макс. удобства при пересадке, является важным фактором повышения эксплуатац. качеств метрополитена.
В зависимости от расположения станционных платформ на пересекающихся линиях и характера пересадочных устройств различают П. у. коридорного, башенного, объединенного и совмещенного типов.

П. у. коридорного типа представляют собой две или три самостоятельные станции, расположенные на пересекающихся линиях и соединенные подземными коридорами и лестницами, по к-рым пассажиры переходят с одной линии на др. В зарубежной практике использование коридоров первоначально было вынужденным и позволило с минимальными затратами средств связать между собой разрозненные линии, сооруженные в различное время, а иногда и эксплуатируемые различными компаниями. В отечественной практике П. у. коридорного типа широко распространены. Многие из них (напр., «Ботанический сад», «Павелецкая» и др. станции московского метро) более удачно, чем за рубежом, разрешают проблему пересадки с одной линии на др. Однако в целом этот прием является устаревшим, так как неизбежно связан с утомительным хождением по подземным коридорам и лестницам и с непроизводительной потерей времени.

Для станций глубокого заложения с обделкой из тюбингов разница между отметками платформ пересекающихся станций значительно больше (до 8—10 м). В этом случае для соединения платформ также применяются эскалаторы.