Неравномерность грузовых перевозок

Неравномерность перевозок может быть следствием регулировочных мероприятий в системе материально-технического снабжения по временному ограничению поставок той или иной продукции в определенные районы сети и стимулированию ее в других направлениях, также календарным планированием ступенчатых маршрутов и другими формами и средствами организации и регулирования материальных потоков.

В значительной степени неравномерность перевозок вызвана наличием в единой транспортной системе страны сезонных видов транспорта. Неравномерность перевозок грузов даже в условиях планового хозяйства носит объективный характер и является реальным фактом, который необходимо учитывать при организации транспортного процесса.

Изучению неравномерности грузовых перевозок и ее влияния на работу транспорта посвящены многочисленные исследования и др.. При анализе месячных колебаний отправления грузов и неравномерности перевозок по сети в целом учеными отмечается значительный уровень неравномерности в суммарном отправлении всех видов грузов – размах колебаний составляет 88- 107% от среднего значения и в то же время заметна некоторая тенденция к снижению неравномерности. Несколько ярче выражена внутригодовая неравномерность в перевозках минерально-строительных грузов, для которых коэффициент неравномерности перевозок достигает 1,2, а для некоторых видов (песок, глина, земля, строительный камень) – 1,4-1,8.

Уровень неравномерности перевозок отдельных видов продукции народного хозяйства по стране в целом или отдельному крупному району формируется в результате усреднения колебаний объемов перевозок отдельных составляющих регионов. Поэтому при разукрупнении региона и переходе в пределе к конкретным транспортно-экономическим связям уровень неравномерности значительно возрастает. Так, для отдельных областей республики коэффициенты неравномерности перевозок химических и минеральных удобрений, строительных, зерновых, нефтяных грузов и общей погрузки соответственно равны 1,28; 1,3; 2,2; 1,7; и 1,18, а коэффициент неравномерности перевозок красного кирпича для отдельных корреспонденции – 1,6-2,5.