Движение в город сельского населения

На медленном росте городского населения сказывалась громадная смертность, особенно детская, из-за плохих санитарногигиенических условий жизни широких масс и низкого уровня здравоохранения. Это видно на примере Томска, где с 1870 по 1888 год умирало больше, чем рождалось. Убыль жителей покрывалась за счет притока населения со стороны. Перелом наступил в 1888 году, когда начался естественный прирост населения — в среднем за год 8 человек на 1000 жителей.

Прежде, чем возводить дома, улицы, проводят исследование. Сегодня заказать такую услугу, как геология участка Чеховский район, можно у опытных специалистов. Узнать подробнее можно на сайте cottage.mosk-stroy.ru.
Если в Европейской России некоторые города в пореформенный период превращаются в центры промышленности и торговли, сибирские города вплоть до революции — это преимущественно торгово-ремесленные и административные центры. На неразвитость промышленности и на то, что даже накануне Первой мировой войны города Сибири оставались «преимущественно городами торговыми», указывал и Н.В. Турчанинов. Промышленные предприятия, которые в источниках того времени именуются заводами, являлись, вернее говоря, ремесленными мастерскими, в которых было занято по несколько рабочих и которые не оказывали заметного влияния на планировку городов.
Главное, почти исключительное, место занимала в городах промышленность по выработке некоторых сырых материалов: мукомольное дело, винокурение, кожевенное, мыловаренное, шорное производство, а также изготовление телег, свечей, валенок, шуб и т. д. Все предприятия были частными и удовлетворяли внутренние потребности города и прилегающих сельских районов. Некоторое ускорение роста городов и оживление торговли началось с открытием пароходного движения по рекам Сибири в 40-х годах XIX столетия. Особенно усилился рост городов, выгодно расположенных у слияния рек или в конце водного пути. Портовыми городами были Тобольск, Тюмень, Омск, Томск, Красноярск, Барнаул, Иркутск и др. Однако дешевым водным транспортом можно было пользоваться лишь в короткий навигационный период .
Вместе с тем во второй половине XIX века в связи с интенсивным процессом освоения территорий Приморья и Приамурья начинается народнохозяйственная деградация территорий северо-востока. Массовая миграция населения в южные районы привела к разрушению всех первых городов, динамика развития которых возобновилась лишь в 30-е годы XX столетия.