Анализ использования транспортных средств

В целом при анализе использования основных производственных фондов по транспортной системе республики важно учитывать их внутриотраслевые структурные сдвиги на каждый момент: если в 1960 г. основные производственные фонды железных дорог в транспортной системе преобладали, т. е. составляли почти 66% всех основных фондов, то к 1980 г. их доля уменьшилась до 39,8%. В то же время фонды автомобильных дорог республики возросли с 10,0 до 31,4%.

Одним из результирующих показателей эффективности использования (точнее, действенности) производственных фондов является рост производительности труда на различных видах транспорта и в транспортной системе в целом, с пофакторным делением ее приростов, получаемых за счет фондовооруженности (роста фондов) и фондоотдачи (улучшения использования фондов).

Для речного транспорта подобная закономерность была отмечена в период массовой замены флота в 1961-1970 гг., для последующего периода характерна так называемая фондосберегающая форма роста производительности труда. На автомобильном транспорте общего пользования основная доля прироста производительности труда достигается за счет улучшения использования основных производственных фондов.

Одним из основных путей достижения наивысшей производительности труда является региональное размещение производительных сил, обеспечивающее наиболее эффективную систему транспортно-экономических связей, максимальную экономию труда на производство всех видов продукции и доставку их в районы потребления.

Интенсивное комплексное развитие хозяйства экономических районов приводит к увеличению внутрирайонных связей и усилению межрайонного обмена. Очевидно эти процессы будут закономерными на ближайшую и более отдаленную перспективу развития народного хозяйства.