Замораживание грунтов

Горизонтальные скважины диаметром 150 мм бурили из вертикального шахтного ствола эллиптической формы, пройденного вблизи станции метро политена в районе р. Сены и острова Ситэ: зал, что бурение мергелистых грунтах, т. е. на протяжении первых 20—30 м. На большем расстоянии были встречены отложения песка с большим содержанием кварцевой гальки. Здесь часто ломались алмазные коронки, стоимость которых была очень высока. По этой причине бурение горизонтальных скважин прекратили. После этого приступили к проходке тоннеля 4 обычным способом, с водоотливом. Вначале проходили верхнюю штольню, а затем ее расширяли до полного поперечного сечения тоннеля. Работы по сооружению тоннеля протекали с большим трудом вследствие большого притока воды в тоннель (до 220 м3/ч) и были опасными вследствие пересечения неустойчивых грунтов. Таким способом прошли участок тоннеля под Орлеанской железной дорогой вплоть до береговой стены подземного вокзала.

Замораживание грунтов оказалось неизбежным на последнем участке тоннеля — в наиболее опасном месте — вблизи и под руслом левого рукава р. Сены. В качестве защитных мероприятий в забое пройденного обычным способом участка тоннеля возвели каменную, а в кессоне № 5 металлическую перемычку.

Опасный участок имел в плане форму треугольника с размерами сторон 15—16 м, причем участок протяженностью около 9 м располагался непосредственно под руслом реки. Грунты, подлежащие замораживанию, были представлены водоносными аллювиальными отложениями — илом, песком и галькой, которым подстилали мергель и известняк.

Массив, подлежащий замораживанию, предварительно оградили деревянным шпунтом 5, а на р. Сене устроили перемычку с глиняным заполнением 6. Часть р. Сены над проходимым тоннелем засыпали грунтом на 1 м выше уровня воды в реке.

Замораживанию был подвергнут массив грунта с треугольным основанием, размеры сторон которого 21 X 15 X 13 м (114).

48 вертикальных замораживающих скважин расположили по двум концентрическим треугольникам на расстоянии 1,2 м одна от другой.

Скважины бурили диаметром 250 мм и глубиною 17 м — на 1м ниже отметки подошвы тоннеля. Кроме названных параллельно берегу реки пробурили прямолинейный ряд из 9 вертикальных замораживающих скважин — для образования заградительного барьера. В скважины опускали замораживающие трубы внутренним диаметром 100 мм и питающие трубы диаметром 35 мм.