Теория перспективы

Теория перспективы — научная дисциплина, изучающая изображение предметов на плоскости в соответствии с кажущимися сокращениями их размеров и изменениями очертаний, к-рые зритель наблюдает в натуре. Цель построения перспективных изображений — верно передать на плоскости вид объекта в натуре, создав у зрителя правильное представление о его действительной форме и расположении в пространстве. В архитектурном проектировании перспективные построения применяются для проверки композиционного замысла архитектора, выраженного в проекте, наглядного показа вида будущего здания и застройки в натуре.

При изготовлении мебели, такой, как стильный кабинет руководителя, также используются различные чертежи и создается проект. Это позволяет изготовить высококачественную мебель на долгие годы.

П. т. возникла в результате обобщения художественной практики эпохи Возрождения. Законы перспективы рассматривались как законы зрительного восприятия. Между глазом и предметом располагалась прозрачная поверхность, на к-рую наносились контуры видимых предметов. Этот прием графич. изображения и лег в основу метода центр, проекции предметов на плоскость. В дальнейшем П. т. разрабатывается на математич. основе (Ж. Дезарг, Г. Монж, Н. Рынин и др.). В настоящее время П. т. рассматривается как отрасль проективной геометрии.

В зависимости от характера расположения проекционной (картинной) поверхности различают следующие виды перспективного изображения: фронтальная и плафонная перспектива (расположение проекционной поверхности параллельно плоскости фасада или плафона); перспектива «с птичьего полета» (вид на предмет или группу предметов сверху); перспектива на наклонной плоскости (изображение высокорасположенных частей предмета при взгляде снизу). В практике наиболее широко применяется универсальный прием построений с использованием ортогональных проекций, именуемый «методом архитектора». Перспективное изображение получается в результате проекции искомых величин на след картинной плоскости в плане и на фасадном чертеже объекта).
При построении архитектурных перспектив важнейшим требованием является правдивость изображения. Однако метод центральной проекции, особенно при больших углах зрения на объект, приводит к возникновению ряда перспективных искажений: к более резкому по сравнению с видимыми в натуре перспективными сокращениями элементов дальнего плана, искажению формы тел вращения и др. Искажения подобного рода проявляются также на фотоснимках, являющихся механическим воспроизведением принципов центральной проекции. В теории перспективы предлагался ряд рекомендаций
ния метода построения перспективных изображений, тождественных рисунку с натуры. Этот метод сводится к применению неск. проекционных поверхностей, расположение к-рых устанавливается с учетом расположения точки зрения и формы изображаемого объекта.

На рис. 2 показан прием построения перспективы объекта с использованием двух проекционных поверхностей. Аналогичные приемы построения применяются также при перспективном изображении архитектурного ансамбля. Рекомендуемый метод имеет ряд преимуществ: он устраняет искажения, возникающие при центральной проекции предметов на плоскость, позволяет увеличить примерно вдвое углы зрения на объект (с 40—50° до 70— 90°), добиться большого соответствия изображения реальному виду объекта в натуре. Эти качества перспективных изображений весьма ценны для проверочных построений, осуществляемых в процессе архитектурного проектирования.