Создание синтетических аналогов природных камней, используемых в дизайне

Создание синтетических аналогов природных материалов непосредственно связано с разработкой технологий их производства. На сегодняшний день существует достаточно большое количество методов синтеза минералов, причем иногда исследователи, идя различными путями, приходят к одному и тому же результату. Так, разными методами, но с равным успехом в эстетическом отношении были получены имитации алмаза, такие, как YAG, Cubic Zirconia (в России — фианит), синтетические моиссаниты.
В строительных работах часто используется такой материал, как профнастил. Заказать качественный профнастил можно у опытных поставщиков. Над созданием не только имитаций, но и синтетических аналогов алмазов и других драгоценных камней работают лаборатории в разных странах, добиваясь максимального внешнего и «внутреннего» сходства с природным каменным материалом. Новосибирским ученым СО РАН в 1980-х гг. удалось получить искусственные изумруды, которые практически неотличимы от природных и до сих пор считаются лучшими синтезированными изумрудами в мире. Сейчас здесь же успешно ведутся работы по синтезу ювелирных алмазов, которые по своему качеству мало отличаются от выращенных в других лабораториях мира. Среди синтезируемых органических материалов наиболее популярным является жемчуг. Он в отличие от других синтетических камней выращивается уже не с помощью автоклавов и химических реторт, а в природных условиях, в теле тех же моллюсков, только искусственно стимулированных человеком на «производство» жемчужин. Культивированный жемчуг может быть морским — его производят в Японии и южных морях Тихого океана вблизи берегов Австралии и Филиппин — или пресноводным, выращиваемым в специальных пресноводных резервуарах на юго-востоке Китая. По своим свойствам природный и культивированный жемчуг отличается мало, что делает его одним из наиболее сложных геммологических объектов для диагностики. В то же время культивированный жемчуг чрезвычайно интересен с дизайнерской точки зрения, поскольку он дает широкие возможности для художественного творчества уже с момента «затравки» жемчужницы. Известны случаи, когда в теле жемчужницы выращивали не только жемчужины причудливой формы и цвета («барокко»), но даже минискульптуру.