Процедура проведения одностороннего аукциона продавцов с использованием компьютерной программы PLATO

Формой организации большинства розничных рынков является институт, получивший название односторонний аукцион продавцов. Согласно нашему определению, он предполагает, что каждый продавец самостоятельно назначает цену, по которой будут осуществляться поставки в объемах, выбранных каждым отдельным покупателем, руководствуясь принципом «соглашайся или проходи мимо». Объявленные продавцами цены могут меняться или пересматриваться очень часто или совсем редко, регулярно или нерегулярно, но в любом случае важнейшей характеристикой данного механизма является то, что назначенная цена не подлежит обсуждению.

Составление локальной сметы требует определенных навыков. Но такая программа, как Гранд Смета (Барнаул), позволяет оптимизировать данный процесс. С ее помощью составление сметной документации становится более удобным и простым.

При проведении экспериментов, о которых говорится в данной статье, использовались электронные торги, где цены назначались продавцами. Мы задействовали компьютерную программу PLATO, разработанную Кетчемом. Эта программа позволяет покупателям и продавцам, сидящим за отдельными терминалами, торговать в течение максимум 25 рыночных «дней» или периодов ценообразования. На экране монитора каждого участника рынка показан бланк для записи, в котором дается перечень максимального количества единиц товара, которые можно купить в течение каждого рыночного периода. Для каждой единицы товара указывается величина предельной ценности, которая представляет собой ценность покупки данной единицы товара. Эти контролируемые и строго конфиденциальные сведения о ценностях лежат в основе графиков индивидуального и рыночного спроса и предложения. Иначе говоря, во время эксперимента покупатели получают денежное вознаграждение, равное разнице между предельной ценностью единицы товара и ценой ее покупки. Продажа производится «на заказ» в том смысле, что штрафы и списки переходящих остатков непроданных единиц товара отсутствуют. В результате назначенные участникам рынка предельные ценности и издержки индуцируют четко определенные потоки спроса и предложения.

Каждый период начинается с обращения к продавцам с просьбой выбрать цену и ввести ее в компьютер при помощи клавиатуры. Эта цена, предлагаемая продавцом, отражается на экране его монитора. Затем продавца просят подобрать к этой цене соответствующее количество товара. Поскольку суть гипотезы о грабительском ценообразовании заключается в том, что по стратегическим соображениям продавец может предлагать цену ниже предельных издержек, используемая нами программа не налагает никаких ограничений, кроме предела возможностей продавца, что устанавливается путем комбинации цены и количества единиц товара, которую ему разрешено объявлять.

Поскольку подсчет прибыли, которую может принести каждая данная предложенная цена, особенно при условии, что кривая издержек имеет U-образную форму, требует от продавца затрат времени и сил, программа PLATO постоянно информирует его о потенциальных прибылях или убытках, связанных с продажей всех предлагаемых единиц товара. Если продавца устраивает выбранная комбинация цены и количества, он нажимает на сенсорную «корзину предложения», изображенную на экране монитора. Благодаря этому действию заявка продавца размещается на «рынке». До того как нажать на сенсорную «корзину», продавец может изменять цену и/или количество товара столько раз, сколько пожелает. Каждый продавец видит цены, предлагаемые другим продавцом, но только после того, как они оба введут свои заявки в «корзины».

Поскольку в действительности все гипотезы, имеющие отношение к грабительскому ценообразованию, явно или неявно предполагают, что, действуя на рынке, покупатели полностью раскрывают информацию о своем спросе, нам следовало включить это обстоятельство в условия всех наших 18 экспериментов. Для этого мы использовали компьютерную подпрограмму электронного покупателя, которая успешно применялась нами во время предыдущего исследования. После того как оба продавца ввели свои заявки, PLATO случайным образом располагала в списке пятерых покупателей, точно так же, как это делается на реальном рынке. Однако решения о покупках принимались программой PLATO с учетом правила, что информация о спросе должна раскрываться полностью. То, что реакция покупателей будет компьютеризирована и что они совершат все выгодные для себя покупки по данным ценам, доводилось до сведения продавцов, так что им не надо было опасаться, что часть информации о спросе останется нераскрытой. Рыночный период завершался, когда покупку совершал последний покупатель. Продавцам не сообщали, какой из периодов эксперимента окажется заключительным.

Покупка продавцом разрешения для входа на рынок или отказ от него не сопровождались никакими физическими проявлениями и не влияли на его возможность пользоваться компьютером. Это было сделано для того, чтобы свести к минимуму любые внешние стимулы, касающиеся покупки разрешения. Продавец, принявший решение не покупать разрешение на вход, оставался у терминала, наблюдая за ценами, предлагаемыми другим продавцом. Поскольку это был рынок, где цены объявляли продавцы, все они, как имевшие, так и не имевшие разрешения, в равной степени послушно оставались у терминалов, как только рынок открывался для покупателей.