Понятие «конструктивности» и трехмерности оформления спектакля

Только пластические, т. е. объемные, декорации и предметы, находящиеся на сцене, способствующие общей выразительности движения актера (когда последний может на них встать, сесть или облокотиться и т. п.), совершенно необходимы и полезны; изобразительных (писаных) декораций может не быть совсем либо можно применять их как вспомогательные, помогающие зрителю составить более полное представление о месте действия. Отсюда возникает понятие «конструктивности» и трехмерности оформления спектакля, создающего определенный сценический рельеф для движения актеров. На сцене могут находиться совершенно разные декорации, живые цветы. И дома мы часто украшаем свои комнаты с помощью живых цветов.

Это понятие вполне отвечает условиям трехмерной открытости сценической площадки и ее амфитеатральному окружению. Принципы «конструктивности» оформления и широкое применение объемных декораций в театре для детей объясняются не только общими творческими позициями А. Брянцева как режиссера и художника сцены, но и связаны также со свойственными зрителю-ребенку конкретностью мышления, наивной непосредственностью восприятия, желанием видеть все «настоящим».

Изучение постановочного опыта Ленинградского театра юных зрителей и других детских театров позволило не только выявить принципиальные режиссерские позиции в отношении устройства сцены и зала при разнообразии репертуара детских театров, рассчитанного на разные возрасты, но и вскрыть некоторые общие недостатки открытой сцены-площадки с точки зрения драматургических и сценических требований. Ценный и оригинальный опыт работы Ленинградского театра юных зрителей подтвердил, что каждая сценическая площадка требует соответствующего себе характера действия, развитие которого в значительной мере определяется ее пространственными свойствами.