Пирс

ПИРС — причальное сооружение, выступающее от береговой линии в акваторию (водную часть) порта, допускающее швартовку судов с обеих сторон. П. служит также, как и портовые набережные, для дроиз-ва операций по перевалке грузов и высадке пассажиров с берега на судно и наоборот. П. позволяют более компактно планировать порт, сооружаемый на открытом берегу, а также в бухтах, располагать причальный фронт под защитой оградительных сооружений наименьшего протяжения, что особенно важно в случае ограниченности береговой линии порта. Типичными примерами могут служить: Марсельский порт (рис. 1), где принято развитие причального фронта путем устройства П. с целью сократить длину оградительных сооружений, проходящих по 30—40-метровым глубинам из-за крутого падения дна моря; Новороссийский порт, где также развит причальный фронт из-за ограниченности береговой линии бухты, перекрытой молами.

П. по отношению к берегу могут располагаться перпендикулярно или под углом.

П. могут сооружаться в порту в одиночку, а также группами, образуя «гребенку». П. устраивают «узкие» шириной от 10 до 60 м и «широкие» — от 60 до 300 м. Узкие П. служат преим. для перегрузки нефтепродуктов по трубопроводам или сыпучих грузов по ленточным транспортерам, а также для прохода пассажиров при посадке или при высадке с судна. П. при ширине до 15—20 м обычно устраиваются сквозной конструкции на сваях или колонный свайный П. Узкие П. часто делают на открытых побережьях моря и водохранилищ, подверженных действию волн. В этих случаях верх П. располагают на отметке, не допускающей касания гребнем волны нижней поверхности пролетного строения П. при наивысшем уровне воды. Широкие П. служат для перегрузочных операций со штучными и массовыми наволочными грузами. На них размещают склады и открытые складские площадки и прокладывают также автомобильные и железнодорожные пути.

Склады устраивают часто в две линии с каждой стороны П. (рис. 4); первая линия— склады краткосрочного хранения грузов, вторая — склады долгосрочного хранения. Емкость склада краткосрочного хранения не должна быть меньше полуторной грузоподъемности судна, могущего швартоваться на данном причале.

Склады сооружаются одно-, двух- и многоэтажные. Ширина площадки перед складом (расстояние от причальной линии до склада) принимается от 10 до 30 м; наиболее рациональна ширина 20 м. Конструктивно широкие П. представляют собой искусств. образованную территорию, обрамленную со стороны воды портовыми набережными. М. Э. Плакида.