Первые описания русской крепости на стрелке Енисея

Состав и некоторые особенности первых строений Красноярского острога уточняются в царской грамоте от 26 апреля 1629 года.
В ней сообщается, что казаки «пришед… на Красный Яр, нашим счастьем острог поставили и всякими крепостьми укрепили, в остроге поставили анбар четырех сажен для наших хлебных запасов, да съезжую избу поставили трех сажен и тюрьму, и воеводский двор поставили, и себе на десяток по избе зделали ж». Первая острожная тюрьма по внешнему виду представляла собой «трехсаженную избу», а воеводский двор состоял из нескольких построек: «повалуши на подклети», «горницы на подклети», «промеж их сени с подсеньем» и баня. Трехчастное объемно-планировочное решение воеводского дома, с устройством общего, служебного помещения — «повалуши» и жилого — «горницы» по обе стороны от сеней, приподнятых для сохранения тепла от поверхности земли на «подклети», наглядно характеризует прямое заимствование приемов хоромного строения, выработанных в русском деревянном зодчестве. Поставив острог, служилые люди ходатайствовали о разрешении воздвигнуть в нем «храм на три престола». Первая красноярская церковь была посвящена празднику «боголепного Преображения» в честь того, что именно в этот день был заложен острог; один из приделов был по обычаю посвящен «царскому ангелу» — Михаилу Малеину; другой — иконе Богородицы Владимирской.
Сегодня в нашем распоряжении есть современные материалы. Поэтому отечественные дома становятся еще более уютными и теплыми. Например, система Heat Plus 12 — инфракрасный теплый пол, который будет создавать комфорт в доме.
К 1659 году, согласно документам, относится один из важных этапов планировочных преобразований Красноярской крепости — разделение ее территории на малый и большой остроги. Служилые люди при содействии других жителей поставили «около Красноярского посаду, около дворов и слобод, для иноземских всяких приходов и для всякого бере- женья другой острог, большой, новой, с башнями». На протяжении семнадцатого столетия деревянный Красноярск не раз горел и вновь восстанавливался. Наиболее образную и полную картину его пространственной композиции в конце столетия дают росписной список и чертеж города из «Чертежной книги Сибири» С. У. Ремезова, составленные почти в одно время, в 1698-1699 годах.