Определение величины предела усталости металлов

Одно направление стремится решить этот вопрос созданием и применением испытательных машин большой скорости. В связи с этим построены в настоящее время испытательные машины, дающие 10 000 и даже 30 000 циклов в минуту, но такие машины сложны по своей конструкции, дороги по цене и, главное, дают значения предела усталости металлов в условиях (по скорости), отличных от условий их обычной эксплуатации.

Другое направление стремится ускорить процесс определения величины предела усталости металлов путем одновременного испытания нескольких образцов или даже сразу целой серии их (6-12 шт.); такие испытания проводят или на нескольких параллельно работающих однотипных машинах, или на одной машине, конструкция которой допускает возможность заложить в нее сразу несколько (или даже много) образцов; одна из таких машин была описана выше, но все такие машины довольно сложны по своей конструкции. Метод одновременного испытания нескольких образцов сокращает время получения нужных результатов и дает возможность получить величину предела усталости исследуемого металла практически достаточно точную.

Третье направление в решении поставленного вопроса заключается в применении специальных ускоренных методов экспериментального определения предела усталости.

О всех таких методах следует сказать, что они могут дать только приближенное значение предела усталости исследуемого металла; в этом заключается существенный недостаток, ограничивающий применение их в практике.

Ускоренных экспериментальных методов к настоящему времени предложено немало. В основу почти всех этих методов положено то физическое явление, что при напряжениях, близких к пределу усталости металла, в образце, вследствие большого количества пластических микросдвигов, наблюдаются повышение температуры, изменение энергии, расходуемой на деформацию металла, изменение перемещений в образце под нагрузкой, некоторое изменение электрических и магнитных свойств и т. п.