Морозо- и солестойкость бетона, подверженного механическим нагрузкам

Долговечность бетона дорожных, тротуарных покрытий и подобных элементов транспортных коммуникаций и благоустройства в основном оценивается показателями морозостойкости и прочности. При этом не учитывается, что в процессе эксплуатации бетон покрытий подвергается значительным механическим нагрузкам, оказывающим существенное влияние на изменение во времени структурных характеристик бетона. Вместе с тем трещинообразование, сопровождающее воздействие механических нагрузок на бетон, способно значительно снизить его прочностные свойства, морозо- и солестойкость. В статье изложены результаты экспериментальных исследований, отраоюающих тенденции ухудшения физико- механических характеристик тяжелого бетона при комплексном воздействии агрессивной эксплуатационной среды и механических нагрузок.

Развитие теории морозостойкости бетона характеризуется множеством гипотез о причинах и механизме разрушения бетона при совместном действии на него воды и мороза, начиная с классического физического воздействия давления воды, замерзающей в его порах. Роль расширения воды при замерзании учитывается и в современных гипотезах, но само по себе это физическое явление не может полностью объяснить процесс разрушения бетона. В этой связи большое значение для развития теории морозостойкости бетона имеют выполненные в период 30-60-х годов XX века работы, по существу сформировавшие современные представления о причинах и механизме морозной деструкции бетона и технологических мероприятиях для повышения его долговечности.